Инвалидам и лицам с
ограниченными возможностями
здоровья
 Версия для слабовидящих
English Orel State Institute of Culture
  • Электронная информационно-образовательная среда вуза

  • Оперативный штаб ОГИК


    ОГИК празднует 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.


    Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства


    Бесплатный on-line проект: «Карьера в кармане»


    Программа профессионального обучения и ДПО граждан предпенсионного возраста


    XXIX Всемирная зимняя универсиада


    VII Санкт-Петербургский международный культурный форум


    ОГИИК - лучшие образовательные программы инновационной России 2013

    Лучшие ВУЗы ЦФО-2012

    Лучшие ВУЗы ЦФО-2011
    Готовимся к аккредитации
    Открыть Антикоррупционная политика института
    Открыть Антитеррор
    Открыть Пожарная безопасность
    Совет по научной работе

     Научно-исследовательская деятельность 

     Совет по научной работе 

    Научно-исследовательская деятельность вуза

         Научно-исследовательская деятельность института организуется и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Уставом ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры», а также локальными актами вуза.
         Основными задачами вуза в области научно-исследовательской деятельности являются:
    - обеспечение подготовки обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры;
    - мониторинг развития высшего отраслевого образования, усиление влияния науки на решение образовательных, творческих и воспитательных задач;
    - эффективное использование научного потенциала высшей школы для исследования приоритетных направлений образования, науки и культуры;
    - создание и поддержка развития научных школ и творческих коллективов;
    - развитие новых форм сотрудничества с научными, образовательными учреждениями культуры и искусства с целью совместного решения важнейших научно-исследовательских задач;
    - расширение международного сотрудничества с учебными заведениями и творческими коллективами зарубежных стран с целью вхождения в мировое научное и образовательное пространство;
    - обеспечение учебного процесса научной и научно-методической литературой, соответствующей требованиям ФГОС и основным образовательным программам вуза;
    - развитие финансовой основы научно-творческих исследований за счет использования бюджетных и внебюджетных средств, инновационной и грантовой деятельности.
         На всех факультетах института, кафедрах, в аспирантуре, магистратуре, творческих коллективах, научных лабораториях, музее, научной библиотеке, издательском центре и в других структурных подразделениях и объединениях института внедряются инновационные образовательные идеи, проводится активная научно-исследовательская работа, расширяются и упрочиваются межвузовские и международные связи.
         Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Решить эту наиважнейшую задачу способен только профессионал, умеющий переработать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезное. Такого преподавателя- профессионала, наделенного современным видением мира, инновационными методами обучения, необходимо готовить. Институт ведет подготовку научно-педагогических кадров через систему аспирантуры, что позволяет укреплять научный потенциал вуза: к освоению научных специальностей привлекается талантливая молодёжь.
         Научные школы – Положение о научной (научно-творческой) школе – и направления, созданные на кафедрах института, способствуют формированию преемственности в развитии научной мысли, их идеи и инновационные методы помогают готовить научно-педагогические кадры для учреждений образования и культуры Орловского и других регионов ЦФО по направлению подготовки: 51.06.01 – Культурология. За 2015-2020 гг. аспирантами вуза защищено 41 диссертаций.
         Научное руководство аспирантами осуществляют высококвалифицированные преподаватели института: профессора, доктора педагогических наук Н.А. Паршиков, А.А. Лабейкин, О.О. Борисова, Е.И. Григорьева и др.
         В нашем вузе созданы и действуют Совет по научной работе, Совет молодых ученых, научное общество, объединяющее обучающихся всех факультетов, направлений. Проректор по науке и международным связям осуществляет общее руководство научно-исследовательской работой, научно-издательским отделом.
         В институте определены такие приоритетные направления научных исследований, как: «Системный подход к организации социально-культурной деятельности», «Библиотечно-информационная деятельность в контексте социокультурной ситуации», «Академическое вокально-хоровое исполнительство в XXI веке», «Социально-культурные компоненты формирования и использования человеческого капитала», «Мультикультурный компонент иноязычной коммуникации», «Проблемы внедрения информационных технологий в учебный процесс», «Проблемы истории и культуры региона», «Традиционная музыкальная культура: современные проблемы изучения и освоения», «История, теория, методика и практика народного инструментального искусства», «Формирование психолого-педагогической компетентности молодежи в условиях творческого вуза», «Проблемы театральной педагогики в системе художественного образования», «Художественно-педагогические основы режиссуры театрализованных представлений и праздников», «Изучение творчества писателей Центральной России и Орловского края», «Изучение творчества писателей Центральной России и Орловского края», «Изучение культурного наследия и культурных традиций региона», «Анализ социально-культурных технологий детских и молодежных общественных объединений по формированию правовой культуры; патриотическому воспитанию», «Анализ основных направлений молодёжной политики в регионе», «Значение духовно-нравственных ценностей отечественной культуры для профессионального становления молодёжи», «Рекреационные технологии в социокультурном пространстве города: потенциал городских парков культуры и отдыха», «История и современная практика музыкального просветительства. Совершенствование методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин», «Проблемы изучения традиционной культуры и преподавания дисциплин этнокультурного профиля в контексте задач высшего образования», «Роль и место физической культуры и безопасности жизнедеятельности в современном образовательном процессе», «Духовная культура России», «Актуальные проблемы фортепианного исполнительства и педагогики», «Региональные особенности русского народного танца», «Экономические и социальные проблемы развития региона», «Формирование профессиональных и смысложизненных ориентиров обучающихся средствами аудиовизуальных искусств».
         Для развития направлений научно-исследовательской деятельности в институте созданы и работают 26 научные и научно-творческих лабораторий.
         Преподаватели и обучающиеся вуза выполняют научные проекты по программам Российского гуманитарного научного фонда, в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» и региональных целевых программ, проводят совместные исследования с российскими и зарубежными образовательными учреждениями и творческими объединениями.
         На базе института проводятся международные, всероссийские, межрегиональные, межвузовские конференции. Ряд из них получил широкое признание: «Социокультурное развитие современного города: проблемы и перспективы» (2016 г.), «Развитие системы высшего образования в сфере культуры: научный и образовательный опыт» (2015 г.), «Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования» (2014 г.), «Вуз искусств и культуры в едином образовательном пространстве» (2013 г.), «Многоуровневая система подготовки специалистов в сфере искусств и культуры: традиции и инновации» (2012 г.), «Роль вуза искусств и культуры в формировании и развитии культурного пространства» (2011 г.); интернет-конференции «Тенденции развития университетского образования в области библиотечно-информационной деятельности в условиях интенсивно развивающихся информационно-коммуникационных технологий» (2012 г.), «Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры» (2012-2019 гг.). Традиционными стали проводимые на базе вуза Денисьевские (2003-2019 гг.), Славянские (2002-2019 гг.) и Музейные чтения (2003-2019 гг.), III Международная научно-практическая конференция «Культура, наука, искусство – современные векторы развития вуза культуры» (2016-2019 гг.), Всероссийская научно-практическая конференция «Режиссура праздничного пространства: векторы развития» (2019 г.), Внутривузовская студенческая научно-практическая конференция «Разновидности и особенности эстрадного искусства» (2019 г.), Региональный круглый стол «Наследие классического театра: режиссерский аспект (посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году театра в России)» (2019 г.), II Всероссийская научно-практическая конференция «Интеграция искусств в современном художественном образовании (к 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева)» (2018-2019 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Десятилетие детства: консолидация социально-культурных институтов в интересах ребенка» (2019 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы этнокультурного развития личности в процессе многоуровневого образования народно-певческого профиля» (2019 г.), Региональная научно-практическая конференция молодых ученых «Социально-культурные проекты как фактор развития приоритетных направлений в сфере культуры» (2019 г.), Межвузовская научно-практическая конференция «Изображать бесчисленность идей: художник, слово и театр (посвященной Году театра в России и 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи)» (2019 г.) конференции по проблемам профессиональной подготовки специалистов для сферы искусств и культуры.
         Выросло количество монографий, число публикаций в научных журналах, рекомендованных ВАКом и индексируемых в базе РИНЦ. Научная деятельность преподавателей выдерживает ориентир на увеличение числа цитирований в зарубежных базах: Web of Science, Scopus, Google Scholar, ERIH, Social Science Research Network и других базах, признанных научным сообществом.
         На протяжении последних лет институт активно участвует в международных, всероссийских, региональных и внутривузовских конкурсах научных проектов, по итогам проведения которых преподаватели вуза отмечены дипломами и грамотами: Международный конкурс «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере», 2013-2019 гг. (Н.А. Паршиков, Л.И. Брагина, А.В. Овсянников, О.В. Чернобаева, Д.Н. Грибков, А.В. Амеличкин, Е.В. Махонин, Е.В. Тараторин, И.Н. Чистюхин, Е.В. Чистюхина) авторские коллективы кафедр; дипломы лауреатов); Второй Всероссийский конкурс молодых ученых в области искусств и культуры, 2015 г. (В.В. Сергиенко, диплом первой степени); Всероссийский конкурс «Лучшая научная статья», 2015-2019 гг. (Н.Н. Стеблецова, Манько С.Н., И.Н. Чистюхин, Е.В. Чистюхина, В. В. Белозерова, Е.В. Домаренко, О.В. Чернобаева и др.); Всероссийский профессиональный конкурс «Психология XXI», 2016 г. (С.Н. Еремина – диплом лауреата конкурса в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа в области психологии»); областной конкурс «Лучшая научно-исследовательская работа молодых ученых», 2010-2019 гг. (дипломами награждены Д.Н. Грибков, Е.В. Тараторин, Л.Е. Судоргина, Р.А. Богатырев Р.А. Гладышев К.В, С.Н. Манько,); Международном конкурсе «Лучшая научная работа в секции “Искусствоведение” в рамках Международной научно-практической конференции “Вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты”» (Прага, Чехия, 2019) (Диплом I степени О.А. Гаврилова, А.В. Грешникова, Ю.Н. Стреглов); XII Международном педагогическом конкурсе «Секреты профессионализма», номинация: «Национальное образование», г. Москва, 2019 г.(Диплом I степени Т.В. Тищенкова); Международном конкурсе педагогического мастерства «Идеи образования-2019» (г. Москва, 2019 г.); Международном конкурсе профессионального мастерства «Инновационная образовательная практика современного педагога», Чувашская республика, г. Чебоксары (НОУ ДПО «Экспертно-методический центр», 2019 г.(Диплом I степени Е.В. Тараторин, Е.В. Курапина) и др.
         За последние пять лет преподавателями образовательного учреждения подготовлено более 100 монографий, тематика которых определялась содержанием реализуемых образовательных программ, кафедральными научными и творческими направлениями, профилем института.
         Преподавателями института издавались печатные и электронные учебные пособия, в том числе с грифами УМО и Министерства образования и науки, например: О.В. Рудакова «Экономика: учебник», «Экономическая теория», Ю.Г. Кокорев «Музыкальная культура Древней Греции», Т.С. Громыкина «Основы продюсирования культурно-досуговых программ», Л.В. Антропова «Танцевальная культура Средневековья и эпохи Возрождения», Н.А. Меренкова «Библиотеки как объект благотворительности и меценатства на рубеже XIX-XX веков. Региональный аспект», С.Н. Чабан «Концертно-постановочная работа в народно-певческом коллективе», Н.А. Паршиков, Л.И. Брагина «Символы в истории», О.В. Чернобаева «Традиционный свадебный обряд Орловской области», Н.А. Паршиков, Л.И. Брагина, В.В. Романов «Социокультурные и общественно-политические процессы в истории России IX - начала XXI веков», Д.Н. Грибков «Электронное информационное пространство в культурно-образовательной сфере», Е.В. Рахманина «Театральное образование в России XVIII-XIX веков: динамика становления и развития театрально-образовательных систем», Н.Г. Чеченева «Рекреативные технологии», Н.И. Заикин «Этнография и танцевальный фольклор народов России», О.В. Городчанина «Фольклорное сольфеджио на народно-песенном материале Орловской области», И.Н. Чистюхин «Теория драмы: анализ драматического произведения», И.В. Степанченко «Методика преподавания движений русского танца», В.Н. Торгашов «Сценическое движение: этикет и стилевое поведение», Р.Л. Сиротинина «Здоровый образ жизни обучающихся и его отражение в профессиональной деятельности» и др.
         Экспертная деятельность преподавателей вуза определяет престиж и авторитет вуза, влияет на его признание. Формы участия преподавателей в экспертной деятельности разнообразны: работа в диссертационных и издательских советах, научных и культурных фондах; составление отзывов на диссертации, монографии; редакционно-издательское сотрудничество с научными журналами и изданиями. Институт выступал в качестве ведущей организации по защите диссертационных работ.
         Преподаватели института являются членами Международной академии информатизации при ООН, Международной ассоциации «Искусство и образование в XXI веке» (Украина), Международной ассоциации любителей хореографического искусства (Россия), Международной ассоциации по народному творчеству (Австрия), общества по исследованию диалектов немецкого языка (Германия), Международной ассоциации Славянского и Восточно-Европейского фольклора (Канада), Международной ассоциации народного творчества С.I.O.F.F., Союза работников культуры РФ (Россия), Ассоциации учебных заведений искусства и культуры (Россия), Ассоциации дирижеров профессиональных оркестров (Россия), Ассоциация искусствоведов РФ (Россия), Союза концертных деятелей (Россия), Союза журналистов (Россия), Союза театральных деятелей (Россия), состоят в творческом Союзе работников культуры и др.
         В институте на должном уровне осуществляется научно-исследовательская работа обучающихся, способствующая не только более глубокому усвоению знаний по предметам и практических навыков, но и формированию умения решать проблемы, которые возникают в процессе познания. В институте создано Научное общество обучающихся, действуют научные кружки и лаборатории. НИР обучающихся представлена разнообразными формами учебной и внеучебной образовательной деятельности: участием в международных, всероссийских, областных и внутривузовских научных конференциях обучающихся, семинарах, конкурсах, олимпиадах, научных экспедициях, творческих проектах, работой в кружках и проблемных лабораториях и т.д.
         Ежегодно в институте проводится «Неделя науки», которая включает заседания секций, конференции, круглые столы, конкурсы, презентации, выставки и другие мероприятия. Итоги научной работы обучающихся отражены в научных изданиях: «Сохранение отечественных культурных традиций как основа развития творческого потенциала молодежи» (2018-2019 г.); «Социокультурное развитие современного города» (2016 г.); «Героические традиции народа в системе образования и воспитания молодежи» (2015 г.), «Духовно-нравственное формирование творческой личности» (2014 г., «Молодёжь, наука, культура – третье тысячелетие» (2013 г.), «Российская культура и образование: идеи и перспективы» (2012 г.), «Проблемы российской культуры в научных исследованиях обучающихся» (2011 г.), «Современные проблемы культуры: исследования молодых» (2010 г.) и др.
         По итогам научных исследований обучающихся в институте издается «Сборник аннотаций выпускных квалификационных работ». С 2008 г. в институте издано 11 сборников аннотаций общим объемом 117,9 п.л. Сборники получили высокую оценку на III Всероссийском конкурсе региональных периодических изданий библиотечно-информационной тематики «Библиопресса – регион-2009», VI областном конкурсе научных работ им. В.Н. Денисьева (2010 г.), на внутривузовском конкурсе на лучшую учебную и научную работу среди молодых ученых Орловского государственного института искусств и культуры (2013 г.).
         Обучающиеся института участвуют в межвузовских мероприятиях: I Международном конкурсе научных работ III Всероссийском конкурсе научных работ обучающихся в области искусства и художественного образования (2015 г., Я. Конев – факультет художественного творчества); III Всероссийской открытой олимпиаде научных работ «Культурное пространство России: инновации и традиции» (2015 -2019 гг., обучающиеся все факультетов); VII Всероссийском конкурсе информационных технологий и информационной безопасности «Интеллектуальная Россия», под эгидой Молодежного союза финансистов и экономистов (2015 г.; Т. Антонова); V Всероссийском фестивале социальной рекламы «Наука и творчество: выбор за нами» (2015 г.; Н. Легенько, О. Буханова, М. Гераськина); межрегиональном конкурсе исследовательских работ и научно обоснованных проектов по проблемам молодёжной, семейной и демографической политики (2014 г.; О. Буханова, Е. Бобкова., Э. Харитонова., К. Злобина); областном конкурсе научных работ по библиотековедению, библиографоведению, книговедению имени В.Н. Денисьева (2009-2015 г. обучающиеся факультета документных коммуникаций), областном конкурсе научных работ обучающихся (2009-2019 гг., обучающиеся факультета художественного творчества и факультета социально-культурной деятельности); Всероссийский конкурс «Лучший студенческий проект в области культуры». (г. Москва, 2017 г. (Филиппов Д.С., Хапова Ю.); Конкурс «Лучшая научная работа» в секции «Искусствоведение» по результатам работы международной научно-практической конференции «Новая наука: современное состояние и перспективы развития» (г. Прага, Чехия, 21 октября 2017 г., Потапова У.М.); III Международная студенческая олимпиада по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение» (организатор – кафедра информационных систем управления Донецкого национального университета) (г. Донецк, 18–20 февраля 2019 года) (Басова О.А., Грибкова О.Н., Полухина К.И., Фомин Д.Н., Новикова Н.Д.); Всероссийская открытая олимпиада научных работ «Культурное пространство России: инновации и традиции» на базе ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» (г. Кемерово, 31 октября 2019 года) (Гурдисова А.А., Шавырова М.В.); Межвузовский областной конкурс научных студенческих работ (проектов) в номинации «Гуманитарные науки» (областная олимпиада) (г. Орел, май 2019 года) (Шамарина С.Р.); Международный конкурс ВКР Interclover-2018, г. Нижний Новгород, 30 октября 2019 года (К.В. Гладких, Н.В. Веремьёва); Международный конкурс на лучшую научную работу в рамках Международной научно-практической конференции «Инновационные научные исследования: теория, методология, практика» (Кишинев, Молдавия, 5 февраля 2019 года) (Качурина Е.); V Всероссийский конкурс студенческих научных обществ и конструкторских объединений, г. Барнаул, 3-7 октября 2019 года (Лизикова А.В.); V Всероссийского конкурса студенческих научных и конструкторских объединений, г. Сочи, 19 сентября 2019 года (Лизикова А.); Областной конкурс «Моя семья в Великой Отечественной войне» - конкурс творческих работ Орловского областного Совета народных депутатов, г. Орел, 2 августа 2019 года (Шавырова М.В., Лизикова А.А., Бакланова В.И.); Шестой Всероссийский конкурс молодых ученых в области искусств и культуры (конкурс Министерства культуры РФ, г. Москва, 27 сентября 2019 года) (Шамарина С.Р., Новикова К., Бугорская Е., Богацкая К.). и др.
         Обучающиеся вуза ежегодно принимают участие в областных межвузовских олимпиадах в следующих номинациях: «Отечественная история», «Политология», «Социология», «Философия», «Экономическая теория», «Менеджмент», «Маркетинг», «Геополитика», «Социальная педагогика», «Математика», «Физическая культура», «География», «Иностранные языки», «Информационные технологии», «Русский язык и культура речи», «Литература», «Документоведение и архивоведение».
         Победители внутривузовских конкурсов, межвузовских олимпиад, конкурсов молодежных авторских и творческих проектов награждаются дипломами, поощряются призами, денежными вознаграждениями.
         Ежегодно обучающиеся вуза участвуют в межвузовских научно-практических конференциях, круглых столах, проводимых на базе российских и зарубежных образовательных учреждений и творческих центров. Среди них: VII international nauchno-prakticheskoy conference «Fundamental and applied sciences today» (г. North Charleston, США); «Traditional and modern culture: history, actual situation, prospects» (г. Прага, Чешская Республика); Международная студенческая летняя школа (г. Бургас, Болгария); «От идеи – к инновации» (г. Мозырь, Республика Беларусь); Международная молодежная научно-практическая конференция «Современные проблемы науки и образования» (г. Астана, Казахстан); Международная научно-практическая конференция «Чайковский в пространстве и времени» (г. Луганск, Украина); «Свиридовские чтения» (г. Курск), «Фольклор. Музыкальное инструментальное исполнительство» (г. Махачкала), «Здоровый образ жизни человека: структурные компоненты и перспективы формирования» (г. Орел), «Предпринимательство как стратегический ресурс и внутренний источник инновационного развития национальной экономики» (г. Орел), «Наука и образование против террора» (г. Москва), Всероссийские педагогические чтения (г. Москва), «Инструментальное исполнительство: история, современное состояние, перспективы развития» (г. Махачкала), «Этнохудожественное образование: традиции и современность (г. Орел), «Культура и искусство: поиски и открытия» (г. Кемерово), «Культура России в 21-м веке: прошлое в настоящем и настоящее в будущем» (г. Санкт-Петербург), «Актуальные проблемы информационного и документационного обеспечения управления» (г. Тамбов), «Актуальные исследования в сфере культуры и искусств» (г. Белгород), «Социальная педагогика в первом десятилетии XXI века и перспективы ее развития» (г. Москва), V Социологические чтения «Управление в условиях динамично развивающегося общества» (г. Москва), «Музыкальное образование в современном мире: диалог времени» (г. Москва), «Музыка в современном мире» (г. Москва), «Вокальное искусство в системе современного музыкально-педагогического образования» (г. Казань), «Этнос. Культура. Молодежь» (г. Смоленск), «Физическая культура и здоровье разных групп населения» (г. Одесса), Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство (г. Тамбов) и др.
         Обучающиеся принимают участие в разных формах научно-исследовательской деятельности, и связи с другими образовательными и творческими организациями становятся все более разносторонними.

     Положение о научно-исследовательской деятельности ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» [скачать]


    ФГБОУ ВО "Орловский государственный институт культуры", 302020 г. Орел, ул. Лескова, 15. © 2003-  
    Администратор сайта