Версия для слабовидящих
English Orel State Institute of Culture
  • VI Санкт-Петербургский международный культурный форум

    Русские Сезоны в Японии
    ОГИИК - лучшие образовательные программы инновационной России 2013

    Лучшие ВУЗы ЦФО-2012

    Лучшие ВУЗы ЦФО-2011

    Открыть Антикоррупционная политика института
    Открыть Антитеррор
    Совет по научной работе

     Научно-исследовательская деятельность 

     Совет по научной работе 

    Научно-исследовательская деятельность вуза

         Научно-исследовательская деятельность института организуется и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Уставом ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры», а также локальными актами вуза.
         Основными задачами вуза в области научно-исследовательской деятельности являются:
    - обеспечение подготовки обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры;
    - мониторинг развития высшего отраслевого образования, усиление влияния науки на решение образовательных, творческих и воспитательных задач;
    - эффективное использование научного потенциала высшей школы для исследования приоритетных направлений образования, науки и культуры;
    - создание и поддержка развития научных школ и творческих коллективов;
    - развитие новых форм сотрудничества с научными, образовательными учреждениями культуры и искусства с целью совместного решения важнейших научно-исследовательских задач;
    - расширение международного сотрудничества с учебными заведениями и творческими коллективами зарубежных стран с целью вхождения в мировое научное и образовательное пространство;
    - обеспечение учебного процесса научной и научно-методической литературой, соответствующей требованиям ФГОС и основным образовательным программам вуза;
    - развитие финансовой основы научно-творческих исследований за счет использования бюджетных и внебюджетных средств, инновационной и грантовой деятельности.
         На всех факультетах института, кафедрах, в аспирантуре, магистратуре, творческих коллективах, научных лабораториях, музее, научной библиотеке, издательском центре и в других структурных подразделениях и объединениях института внедряются инновационные образовательные идеи, проводится активная научно-исследовательская работа, расширяются и упрочиваются межвузовские и международные связи. Можно отметить тот факт, что Орловский государственный институт культуры имеет высокий рейтинг: по результатам общероссийского мониторинга (2012, 2013, 2014, 2015 гг.) вуз был признан эффективным.
         Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Решить эту наиважнейшую задачу способен только профессионал, умеющий переработать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезное. Такого преподавателя- профессионала, наделенного современным видением мира, инновационными методами обучения, необходимо готовить. Институт ведет подготовку научно-педагогических кадров через систему аспирантуры, что позволяет укреплять научный потенциал вуза: к освоению научных специальностей привлекается талантливая молодёжь.
         Научные школы – Положение о научной (научно-творческой) школе – и направления, созданные на кафедрах института, способствуют формированию преемственности в развитии научной мысли, их идеи и инновационные методы помогают готовить научно-педагогические кадры для учреждений образования и культуры Орловского и других регионов ЦФО по направлениям подготовки: 44.06.01 – Образование и педагогические науки и 45.06.01 – Языкознание и литературоведение.
         За 2009-2016 гг. аспирантами вуза защищено 36 диссертаций.
         Научное руководство аспирантами осуществляют высококвалифицированные преподаватели института: профессора, доктора педагогических наук Н.А. Паршиков, О.О. Борисова; доценты, кандидаты педагогических наук Е.Ю. Степанова, О.Г. Тихонова, А.С. Деденева, А.Ю. Титов, Г.В. Якушкина и др.
         В нашем вузе созданы и действуют Совет по научной работе, Совет молодых ученых, научное общество, объединяющее обучающихся всех факультетов, направлений. Проректор по науке и международным связям осуществляет общее руководство научно-исследовательской работой, отдел науки и международных связей координирует НИР.
         В институте определены такие приоритетные направления научных исследований, как: «Системный подход к организации социально-культурной деятельности», «Феномен библиотечно-информационной деятельности в контексте социокультурной ситуации», «Изучение наследия писателей Центральной России и Орловского края», «Формирование социальной компетентности обучающихся творческого вуза», «Региональные особенности русского народного танца», «Сохранение и передача исполнительских традиций в народно-инструментальном творчестве», «Сохранение и передача традиций в русском фольклоре», «Театральное искусство как фактор формирования творческой личности», «Информационные технологии в образовании», «Экономические и социальные проблемы развития региона», «Художественно-педагогические основы режиссуры театрализованных представлений и праздников», «Духовная культура России», «История и современная практика музыкального просветительства», «Академиче¬ское вокально-хоро¬вое исполнительство в ХХI веке», «Стилевое изучение музыкального произведения в исполнительской деятельности», «Проблемы истории и культуры региона», «Мультикультурный компонент иноязычной коммуникации», «Проблемы изучения традиционной культуры и преподавания дисциплин этнокультурного профиля в контексте задач высшего образования», «Педагогическая регуляция смысложизненных ориентиров обучающихся средствами аудиовизуальных искусств», «Роль и место физической культуры и безопасности жизнедеятельности в современном образовательном процессе».
         Для развития направлений научно-исследовательской деятельности в институте созданы научные и научно-творческие лаборатории:
     Традиционная культура Орловского края;
     Духовно-нравственное воспитание молодежи;
     Формирование организационно-управленческой компетентности менеджеров в вузах искусств и культуры во внеаудиторной работе;
     Социокультурные исследования;
     Библиотековедческие, библиографоведческие исследования в контексте реформирования библиотечно-информационного образования;
     Взаимодействие учреждений культуры в формировании ценностных ориентаций молодежи;
     Жанрово-типологическое изучение научных и медийных текстов;
     Информационные технологии в образовании;
     Историко-культурные и музееведческие исследования;
     Музыкальное воспитание и просвещение обучающейся молодежи;
     Управление документами в государственных и ведомственных организациях;
     Хореографическое искусство: современные тенденции в образовании;
     Народное музыкально-певческое искусство Орловского края: исследование, сохранение, возрождение;
     ОГИИК-медиа: формирование профессиональных и смысложизненных ориентиров обучающихся средствами аудиовизуальных искусств;
     Теория и практика фортепианного исполнительства.
         Преподаватели и обучающиеся вуза выполняют научные проекты по программам Российского гуманитарного научного фонда, в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» и региональных целевых программ, проводят совместные исследования с российскими и зарубежными образовательными учреждениями и творческими объединениями.
         На базе института проводятся международные, всероссийские, межрегиональные, межвузовские конференции. Ряд из них получил широкое признание: «Социокультурное развитие современного города: проблемы и перспективы» (2016 г.), «Развитие системы высшего образования в сфере культуры: научный и образовательный опыт» (2015 г.), «Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования» (2014 г.), «Вуз искусств и культуры в едином образовательном пространстве» (2013 г.), «Многоуровневая система подготовки специалистов в сфере искусств и культуры: традиции и инновации» (2012 г.), «Роль вуза искусств и культуры в формировании и развитии культурного пространства» (2011 г.); интернет-конференции «Тенденции развития университетского образования в области библиотечно-информационной деятельности в условиях интенсивно развивающихся информационно-коммуникационных технологий» (2012 г.), «Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры» (2012, 2014 гг.). Традиционными стали проводимые на базе вуза Денисьевские (2003-2015 гг.), Славянские (2002-2016 гг.) и Музейные чтения (2003-2015 гг.), конференции по проблемам профессиональной подготовки специалистов для сферы искусств и культуры.
         Выросло количество монографий, число публикаций в научных журналах, рекомендованных ВАКом и индексируемых в базе РИНЦ. Научная деятельность преподавателей выдерживает ориентир на увеличение числа цитирований в зарубежных базах: Web of Science, Scopus, Google Scholar, ERIH, Social Science Research Network и других базах, признанных научным сообществом.
         Вуз является соучредителем научного информационно-аналитического журнала «Образование и общество», который также включен в этот «Перечень». В состав редколлегии журнала входит ректор института, доктор педагогических наук, профессор Н.А. Паршиков.
         На протяжении последних лет институт активно участвует во всероссийских, региональных и внутривузовских конкурсах научных проектов, по итогам проведения которых преподаватели вуза отмечены дипломами и грамотами: Международный конкурс «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере», 2013-2015 гг. (Н.А. Паршиков, Л.И. Брагина, А.В. Овсянников, О.В. Чернобаева, Д.Н. Грибков, авторские коллективы кафедр; дипломы лауреатов); II Всероссийский фестиваль-конкурс профессиональной презентации обучающихся «Я – менеджер культуры и сервиса!», 2011 г. (А.Ю. Домбровская, диплом за лучшую учебно-методическую инновационную работу); Всероссийский конкурс на лучшую научную книгу 2012 года (И.И. Банникова, Н.А. Меренкова, О.В. Чернобаева, С.А. Юрикова; дипломы лауреатов); Второй Всероссийский конкурс молодых ученых в области искусств и культуры, 2015 г. (В.В. Сергиенко, диплом первой степени); Всероссийский конкурс «Лучшая научная статья», 2013-2016 гг. (Н.Н. Стеблецова, Манько С.Н., И.Н. Чистюхин и др.); Всероссийский профессиональный конкурс «Психология XXI», 2016 г. (С.Н. Еремина – диплом лауреата конкурса в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа в области психологии»); областной конкурс «Лучшая научно-исследовательская работа молодых ученых», 2010, 2014 гг. (дипломами награждены Д.Н. Грибков, Е.В. Тараторин); областной конкурс научных работ им. В.Н. Денисьева, 2014, 2015 гг. (дипломами награждены: авторский коллектив за подготовку монографии «Информационные технологии в культурно-образовательной сфере»; А.Л. Есипов, автор монографии «Библиотечная и издательская деятельность Германии на оккупированной территории (на примере центральных областей РСФСР)»; И.А. Ивашова, научный редактор и составитель сборника материалов конференции «Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования» и др.); Первый молодежный конкурс инновационных проектов «Молодежь и наука XXI века», 2011 г. (Д.Н. Грибков – финалист конкурса) и др.
         За последние пять лет преподавателями образовательного учреждения подготовлено более 200 монографий, тематика которых определялась содержанием реализуемых образовательных программ, кафедральными научными и творческими направлениями, профилем института.
         Преподавателями института издавались печатные и электронные учебные пособия, в том числе с грифами УМО и Министерства образования и науки, например: Т.С. Громыкина «Основы продюсирования культурно-досуговых программ», Л.В. Антропова «Танцевальная культура Средневековья и эпохи Возрождения», Н.А. Меренкова «Библиотеки как объект благотворительности и меценатства на рубеже XIX-XX веков. Региональный аспект», С.Н. Чабан «Концертно-постановочная работа в народно-певческом коллективе», Н.А. Паршиков, Л.И. Брагина «Символы в истории», О.В. Чернобаева «Традиционный свадебный обряд Орловской области», Н.А. Паршиков, Л.И. Брагина, В.В. Романов «Социокультурные и общественно-политические процессы в истории России IX - начала XXI веков», Д.Н. Грибков «Электронное информационное пространство в культурно-образовательной сфере», Е.В. Рахманина «Театральное образование в России XVIII-XIX веков: динамика становления и развития театрально-образовательных систем», Н.Г. Чеченева «Рекреативные технологии», Н.И. Заикин «Этнография и танцевальный фольклор народов России», О.В. Городчанина «Фольклорное сольфеджио на народно-песенном материале Орловской области», И.Н. Чистюхин «Теория драмы: анализ драматического произведения», И.В. Степанченко «Методика преподавания движений русского танца», В.Н. Торгашов «Сценическое движение: этикет и стилевое поведение», Р.Л. Сиротинина «Здоровый образ жизни обучающихся и его отражение в профессиональной деятельности» и др.
         Экспертная деятельность преподавателей вуза определяет престиж и авторитет вуза, влияет на его признание. Формы участия преподавателей в экспертной деятельности разнообразны: работа в диссертационных и издательских советах, научных и культурных фондах; составление отзывов на диссертации, монографии; редакционно-издательское сотрудничество с научными журналами и изданиями. Институт выступал в качестве ведущей организации по защите диссертационных работ.
         Преподаватели института являются членами Международной академии информатизации при ООН, Международной ассоциации «Искусство и образование в XXI веке» (Украина), Международной ассоциации любителей хореографического искусства (Россия), Международной ассоциации по народному творчеству (Австрия), общества по исследованию диалектов немецкого языка (Германия), Международной ассоциации Славянского и Восточно-Европейского фольклора (Канада), Международной ассоциации народного творчества С.I.O.F.F., Союза работников культуры РФ (Россия), Ассоциации учебных заведений искусства и культуры (Россия), Ассоциации дирижеров профессиональных оркестров (Россия), Ассоциация искусствоведов РФ (Россия), Союза концертных деятелей (Россия), Союза журналистов (Россия), Союза театральных деятелей (Россия), состоят в творческом Союзе работников культуры и др.
         В институте на должном уровне осуществляется научно-исследовательская работа обучающихся, способствующая не только более глубокому усвоению знаний по предметам и практических навыков, но и формированию умения решать проблемы, которые возникают в процессе познания. В институте создано Научное общество обучающихся, действуют научные кружки и лаборатории. НИР обучающихся представлена разнообразными формами учебной и внеучебной образовательной деятельности: участием в международных, всероссийских, областных и внутривузовских научных конференциях обучающихся, семинарах, конкурсах, олимпиадах, научных экспедициях, творческих проектах, работой в кружках и проблемных лабораториях и т.д.
         Ежегодно в институте проводится Неделя науки, которая включает заседания секций, конференции, круглые столы, конкурсы, презентации, выставки и другие мероприятия. Итоги научной работы обучающихся отражены в научных изданиях: «Героические традиции народа в системе образования и воспитания молодежи» (2015 г.), «Духовно-нравственное формирование творческой личности» (2014 г.), «Молодёжь, наука, культура – третье тысячелетие» (2013 г.), «Российская культура и образование: идеи и перспективы» (2012 г.), «Проблемы российской культуры в научных исследованиях обучающихся» (2011 г.), «Современные проблемы культуры: исследования молодых» (2010 г.) и др.
         По итогам научных исследований обучающихся в институте издается «Сборник аннотаций выпускных квалификационных работ». С 2008 г. в институте издано 8 сборников аннотаций общим объемом 71,9 п.л. Сборники получили высокую оценку на III Всероссийском конкурсе региональных периодических изданий библиотечно-информационной тематики «Библиопресса – регион-2009», VI областном конкурсе научных работ им. В.Н. Денисьева (2010 г.), на внутривузовском конкурсе на лучшую учебную и научную работу среди молодых ученых Орловского государственного института искусств и культуры (2013 г.).
         Обучающиеся института участвуют в межвузовских мероприятиях: I Международном конкурсе научных работ «Молодежь в науке» (2014 г., Е. Евсикова – факультет документных коммуникаций); Международной (дистанционной) олимпиаде по маркетингу (2014 г.; Е. Ставцева, факультет социально-культурной деятельности); Втором Всероссийском конкурсе молодых ученых в области искусств и культуры (2015 г.; обучающийся факультета документных коммуникаций – Р. Богатырев); III Всероссийском конкурсе научных работ обучающихся в области искусства и художественного образования (2015 г., Я. Конев – факультет художественного творчества); III Всероссийской открытой олимпиаде научных работ «Культурное пространство России: инновации и традиции» (2015 г., обучающиеся все факультетов); VII Всероссийском конкурсе информационных технологий и информационной безопасности «Интеллектуальная Россия», под эгидой Молодежного союза финансистов и экономистов (2015 г.; Т. Антонова – факультет документных коммуникаций); V Всероссийском фестивале социальной рекламы «Наука и творчество: выбор за нами» (2015 г.; Н. Легенько, О. Буханова, М. Гераськина; науч. рук. С.Р. Еремина); Всероссийской олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности (2014 г., Е. Мынзат – факультет социально-культурной деятельности); Всероссийском заочном конкурсе научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, наука, культура» (2013 г.; обучающаяся факультета документных коммуникаций Е. Уварова), Всероссийском фестивале-конкурсе «Я – менеджер культуры и сервиса» (2013 г.; И. Макарова, Е. Гуцуляк, А. Тютюнов – обучающиеся факультета социально-культурной деятельности); межрегиональном конкурсе исследовательских работ и научно обоснованных проектов по проблемам молодёжной, семейной и демографической политики (2014 г.; О. Буханова, Е. Бобкова., Э. Харитонова., К. Злобина, факультет социально-культурной деятельности); межрегиональном конкурсе педагогических проектов «Ступени» (2012 г.; обучающиеся факультета социально-культурной деятельности К. Жевницкая, Е. Тупиков, Л. Юдина), областном конкурсе научных работ по библиотековедению, библиографоведению, книговедению имени В.Н. Денисьева (2009-2015 г.; обучающиеся факультета документных коммуникаций), областном конкурсе научных работ обучающихся (2009-2016 гг., обучающиеся факультета художественного творчества и факультета социально-культурной деятельности) и др.
         Обучающиеся вуза ежегодно принимают участие в областных межвузовских олимпиадах в следующих номинациях: «Отечественная история», «Политология», «Социология», «Философия», «Экономическая теория», «Менеджмент», «Маркетинг», «Геополитика», «Социальная педагогика», «Математика», «Физическая культура», «География», «Иностранные языки», «Информационные технологии», «Русский язык и культура речи», «Литература», «Документоведение и архивоведение».
         Победители внутривузовских конкурсов, межвузовских олимпиад, конкурсов молодежных авторских и творческих проектов награждаются дипломами, поощряются призами, денежными вознаграждениями.
         Ежегодно обучающиеся вуза участвуют в межвузовских научно-практических конференциях, круглых столах, проводимых на базе российских и зарубежных образовательных учреждений и творческих центров. Среди них: VII international nauchno-prakticheskoy conference «Fundamental and applied sciences today» (г. North Charleston, США); «Traditional and modern culture: history, actual situation, prospects» (г. Прага, Чешская Республика); Международная студенческая летняя школа (г. Бургас, Болгария); «От идеи – к инновации» (г. Мозырь, Республика Беларусь); Международная молодежная научно-практическая конференция «Современные проблемы науки и образования» (г. Астана, Казахстан); Международная научно-практическая конференция «Чайковский в пространстве и времени» (г. Луганск, Украина); «Свиридовские чтения» (г. Курск), «Фольклор. Музыкальное инструментальное исполнительство» (г. Махачкала), «Здоровый образ жизни человека: структурные компоненты и перспективы формирования» (г. Орел), «Предпринимательство как стратегический ресурс и внутренний источник инновационного развития национальной экономики» (г. Орел), «Наука и образование против террора» (г. Москва), Всероссийские педагогические чтения (г. Москва), «Инструментальное исполнительство: история, современное состояние, перспективы развития» (г. Махачкала), «Этнохудожественное образование: традиции и современность (г. Орел), «Культура и искусство: поиски и открытия» (г. Кемерово), «Культура России в 21-м веке: прошлое в настоящем и настоящее в будущем» (г. Санкт-Петербург), «Актуальные проблемы информационного и документационного обеспечения управления» (г. Тамбов), «Актуальные исследования в сфере культуры и искусств» (г. Белгород), «Социальная педагогика в первом десятилетии XXI века и перспективы ее развития» (г. Москва), V Социологические чтения «Управление в условиях динамично развивающегося общества» (г. Москва), «Музыкальное образование в современном мире: диалог времени» (г. Москва), «Музыка в современном мире» (г. Москва), «Вокальное искусство в системе современного музыкально-педагогического образования» (г. Казань), «Этнос. Культура. Молодежь» (г. Смоленск), «Физическая культура и здоровье разных групп населения» (г. Одесса), Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство (г. Тамбов) и др.
         Обучающиеся принимают участие в разных формах научно-исследовательской деятельности, и связи с другими образовательными и творческими организациями становятся все более разносторонними.

     Положение о научно-исследовательской деятельности ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» [скачать]


    ФГБОУ ВО "Орловский государственный институт культуры", 302020 г. Орел, ул. Лескова, 15. © 2003-  
    Администратор сайта